Чем отличается ювелирная эпоксидная смола от обычной

Чем отличается ювелирная эпоксидная смола от обычной

Я создаю серьги, броши, кулоны и другие украшения из прозрачной ювелирной эпоксидной смолы. Занимаюсь этим уже 3 года. Имею два аккаунта в инстаграме @ anna . tulskaya и @ frozen _ rainbow _ jewelry , более десятка тысяч подписчиков, сотни клиентов. Успешно езжу на выставки. Через мои руки прошло много ювелирных смол. Ведь творчество это всегда поиски, метания, эксперименты.

В отличие от других публикаций я не буду распыляться на освещение всех возможных применений прозрачных эпоксидных смол. Очевидно, к смолам для заливки «линз» с высоким куполом и составам для объемных «рек» в столешницах, имитации воды должны предъявляться различные требования. Я рассмотрю применение ювелирной смолы только в одной области, самой популярной в среде хэндмэйд. Это получение качественных объемных покрытий на плоских поверхностях и небольших отливок (до 3 см толщиной). Недавно появилась публикация @ ordinary _ miracle 1 на эту же тему в отношении трех марок из исследованных мною смол и мне приятно, что наши данные практически совпадают.

Под разбор попали 6 марок ювелирных смол, большинство из которых появились на рынке относительно недавно:

ПЭО-510КЭ-20/0 от СПбГТИ(ТУ), Санкт-Петербург

Magic Crystal 3D от украинской фирмы Эластоформ, Киев

Epoxy Crystal PLUS от ООО «ЭПОКСИМАКС», Санкт-Петербург

Poly Glass от PolyMax (ИП Гончаров М.А.), Санкт-Петербург

D-line Crystal Epoxy от ООО «Д-Лайн», Иваново

Artline Crystal Epoxy от Artline Creativity (ИП Алексеев А.В.), Владимир

Сравнивать будем по следующим критериям:

— удобство смешивания и попадание пузырьков,

— реакцию на водяную баню, удобство дегазации,

— степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения,

— оптическую прозрачность в шарах и текучесть на плоских отливках, удобство шлифовки и полировки.

1. Удобство и пропорции смешивания

ПЭО-510КЭ-20/0

Одна из первых отечественных ювелирных смол, предложенная СПб технологическим институтом на замену импортной Crystal resin. Производитель выпускает 7 марок прозрачных ювелирных эпоксидных смол для заливки, но я чаще использую ПЭО-510КЭ-20/0 как наиболее подходящую для моего творчества. Смола поставляется в двух бутылках, на каждой написано, что внутри. Эпоксидная основа густая, отвердитель жидкий, как вода, оба компонента кристально прозрачные. Размешивается в пропорции 4:1 по весу. Достаточно удобно, легко запомнить, при сложении двух компонентов всегда выходит число, кратное пяти. Из-за вязкости смолы размешивание компонентов надо начинать аккуратно, иначе жидкий отвердитель может выплеснуться из низкого стакана. Перемешивать нужно тщательно, проходиться по дну и использовать технику второго стакана. При аккуратном размешивании пузыри не набиваются. В итоге смола получается жидкой и удобной для работы.

Magic Crystal 3D

Я долго пользовалась этой смолой из-за ее невысокой стоимости. Поставляется она в двух бутылках. Мешается в пропорции 2:1, очень удобно. Практически невозможно перепутать. Смола и отвердитель густые. Промешивать надо тщательно, обязательна техника «второго стакана». Из-за густоты пузыри легко набиваются даже при аккуратном перемешивании. Неудобно заливать шары с мелким наполнением. К работе с этой маркой надо приноравливаться.

Epoxy Crystal PLUS

Относительно новая смола на рынке, быстро набравшая популярность за счет соотношения «цена-качество». Поставляется в двух бутылках в картонной коробке, с перчатками и инструкцией. Мешается в пропорции 10:3,5 по весу. Лично мне очень неудобно. Долго привыкала, и считаю до сих пор. Густая смола и жидкий отвердитель. Если мешать малый объем или интенсивно, то набиваются пузыри. Обязательно второй раз смешивать в новом стакане, потому что есть вероятность не промешать до конца у дна.

Po l y Glass

Смола с практически такими же характеристиками, как у Epoxy Crystal PLUS. Только еще гуще. В моем случае это минус. Двойное смешивание и множество пузырей.

D-line Crystal Epoxy

Очень интересная смола, новинка на рынке. Приезжает в двух бутылках. Так как брала пробник, приехало просто перемотанное стрейчем. Очень жидкие смола и отвердитель. При перемешивании становятся еще жиже, фактически как вода. Из-за такой консистенции практически не набиваются пузыри даже при интенсивном размешивании. Промешивается отлично в одном стакане, но я по привычке все равно смешиваю во втором.

Artline Crystal Epoxy

Смола идентичная D-line Crystal Epoxy. Возможно, что производитель один и тот же. Мешается 2:1, очень жидкая, хорошо промешивается, пузыри не набиваются.

2. Реакция на водяную баню, удобство дегазации

После размешивания я обязательно ставлю стакан на водяную баню, это облегчает выход пузырьков.

ПЭО-510КЭ-20/0

Хорошо реагирует на водяную баню. Если нет дегазатора, то подержав на водяной бане подольше, можно добиться хорошего результата по выходу пузырьков. При дегазации в вакуумной камере вскипает умеренно, дегазируется быстро и легко.

Magic Crystal 3D

Самая густая из всех образцов. Перестала пользоваться этой смолой после того, как несколько последних партий приехали мутными. При прогреве на батарее мутность пропадала, но видимо была нарушена какая-то технология производства, потому что смола не дегазировалась в вакуумной камере даже при предварительном прогреве на водяной бане. Покрывалась кучей мелких пузырей, пеной, но результата не было.

Epoxy Crystal PLUS

Смола средней густоты, у меня вечно выходит набить в нее пузырей. Но после прогревания на водяной бане в вакуумной камере все выходит почти идеально. Вскипает сильно, поэтому объем стакана должен быть значительно больше объема смолы.

Po ly Glass

Смола гуще Epoxy Crystal PLUS, но жиже Magic Crystal 3D. Дегазируется средне, после водяной бани пузырей много. После вакуумной камеры тоже остаются пузыри.

D-line Crystal Epoxy

С этой смолой был интересный опыт. Так как она очень жидкая, я один раз ее просто прогрела на бане, и она стала идеально дегазированная. Вторую партию я поставила в дегазатор. Дегазировалась она за 10 секунд идеально. А третий раз я сначала прогрела, потом поставила в камеру. И тут был сюрприз. Смола очень разогрелась, почти закипела, в толще жидкости возникла куча мельчайших пузырьков и она сразу начала застывать. Через час была уже полностью отвердевшая. Никогда с таким не сталкивалась. Отливку я выкидывать не стала, в итоге застывший образец был опалесцирующий, с молочной белизной. Ни о какой прозрачности речи не шло. Отправила результат производителю. Они сказали, что возможно я применила двойное воздействие на образец. Больше я не рисковала и эту смолу не брала. Мне не нужны сюрпризы.

Artline Crystal Epoxy

Несмотря на то, что по моим подозрениям эта смола-близнец D-line Crystal Epoxy, она выдержала двойное воздействие "баня+дегазатор" и дала отличные результаты за счет своей изначальной жидкости.

3. Степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения

ПЭО-510КЭ-20/0

Это была моя первая смола. Комфортно жидкая, не как вода, но жиже киселя. При прогревании становится еще более жидкой. Дает достаточно времени для подготовки к заливке, время жизни при 28 ° С часа три до начала загустения. Время первичного гелеобразования примерно 3-4 часа, после чего еще 2-4 часа (в зависимости от температуры) с ней можно работать. В загустевшем состоянии получаются хорошие линзы, а в жидком — отлично подходит для заливки шаров с мелким наполнением. Полностью застывает за 48 часов. Лично мне это неудобно, так как у меня большие объемы. Для меня это единственный минус при работе с ней. Решение этой проблемы — проведение отверждения при температуре Т=30-40 ° С или переход на более «быструю» марку ПЭО-610КЭ-20/0.

Читайте также:  Отличия скутера от мотоцикла

Magic Crystal 3D

Как я уже говорила, самая густая из всех. После разведения по консистенции, как кисель. Было крайне неудобно сначала с ней работать, трудно делать заливки в шар со сложным наполнением. Время жизни у этой смолы всего около 30 минут. Это тоже было неприятным сюрпризом после ПЭО-510КЭ-20/0. Надо торопиться, потому что смола начинает набирать вязкость почти сразу. И через полчаса это уже густая субстанция, с которой почти невозможно работать. Но существенный плюс — она полностью застывала за 12 часов: вечером залил, с утра можно доставать. По этой причине я пользовалась ей больше года.

Epoxy Crystal PLUS

Среднегустая, отлично переносит водяную баню + вакуумную камеру. Дегазируется достаточно легко, если теплая. Если не прогревать, остается пена на поверхности. Немного, но остается. Вскипает достаточно сильно. Время первичного гелеобразования примерно час-полтора. Потом начинает постепенно густеть, и еще примерно пару часов можно работать. Застывает за 24-36 часов в зависимости от температуры окружающей среды.

Po l y Glass

Из-за густоты плохо отреагировала на водяную баню, и так же плохо дегазировалась в камере. Пришлось долго прогревать, после чего дегазировалась до нормального состояния. Пользовалась только 1 раз, не помню точно, как застывала. Кажется по схеме смолы Epoxy Crystal PLUS.

D-line Crystal Epoxy

Если не брать в расчет тот случай, когда вышла накладка, то поведение смолы очень интересное. Она очень жидкая вначале, как вода. Но густеет за примерно 40 минут, иногда даже быстрее. Работать надо быстро, иначе все превратится в желе еще в процессе заливки)) Производитель указывает время полного отверждения 18 часов, но у меня ни разу так не получалось. По моим данным выходило 20-24 часов на полное отверждение.

Artline Crystal Epoxy

Эта смола действует по схеме смолы D-line Crystal Epoxy. Очень жидкая, набирает густоту за 30-40 минут, застывает за 24 часа полностью.

4. Оптическая прозрачность, плоская заливка, механическая обработка и безопасность

ПЭО-510КЭ-20/0

Отличные характеристики прозрачности после застывания. Смола не желтеет! У меня есть отливки трехгодичной давности, они не желтые. Я считаю, это прекрасные показатели. Я приноровилась заливать плоские элементы, не дожидаясь загустения. В плоских заливках не растекается, держит форму, застывает без ряби. Стачивается крупными хлопьями, не пылит, почти не пахнет. Шлифуется хорошо, в меру твердая, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла. Безопасность подтверждена проведенной независимой токсикологической экспертизой: в отвержденном состоянии смола безвредна для здоровья.

Magic Crystal 3D

С двумя последними партиями была накладка. До смешивания она была прозрачная, после смешивания набирала пузыри, не дегазировалась даже после водяной бани. После застывания была молочно белая, опалесцирующая. При этом экзотермической реакции не было, она не грелась. Я отсылала эти партии обратно на производство, после экспертизы мне было сказано, что "если смолу прогреть до 80 ° С, то она не будет опалесцировать". Странный ответ. Мне казалось, что смолу надо купить, смешать и заливать, а не танцевать вокруг нее с бубнами и банями. В итоге мне вернули деньги за одну партию. Смола пожелтела через полгода. Очень неприятный сюрприз, так как мне начали писать покупатели по этому поводу. В плоских заливках ведет себя хорошо, но в итоге тоже желтеет. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом. Пылью покрыто все вокруг. И снова минус. Без респиратора работать невозможно.

Epoxy Crystal PLUS

Отличные показатели прозрачности после застывания. Работаю немногим больше года, пока жалоб не было. Производитель утверждает, что она не желтеет,…осталось подождать ещё год-два, чтобы сравнить с ПЭО. Надо сказать, что аналогичная ситуация в отношении устойчивости к пожелтению и у трех других смол Poly Glass , D — line Crystal Epoxy , Artline Crystal Epoxy . Epoxy Crystal PLUS хорошо ведет себя в плоском виде, не убегает, застывает без ряби, загустения для заливки я не жду. Стачивается средне крупными хлопьями, почти не пылит, почти не пахнет. Шлифуется легко, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла.

Poly Glass

После застывания оптически прозрачна, без проблем. Моих личных данных о пожелтении нет. Достаточно густая для заливки плоских образцов, но у меня застыла с рябью и ячейками, просматриваемыми под определенным углом. Об этом я сообщила производителю, но ответа не получила. Заливала один раз, шлифовать-полировать не приходилось.

D-line Crystal Epoxy

Оптически полностью прозрачная. В плоской отливке ведет себя хорошо, за счет быстрого набора вязкости не убегает. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом, работать рекомендую только в респираторе.

Artline Crystal Epoxy

Все характеристики, как у D-line Crystal Epoxy. Небольшое отличие — застыла в плоской отливке с чуть заметной ячеистостью.

Резюме

Я попыталась оценить каждый из рассматриваемых технологических параметров смол в диапазоне от 1 (плохо) до 5 (отлично). Скажу сразу, дело это оказалось непростым, сильно зависящим от предпочтений мастера. Одному хочется, чтобы время первичного загустения было как можно больше (оценка 5), но тогда сильно увеличится время полного отверждения (оценка 1), для другого наоборот в приоритете быстрое отверждение (5) и малое время жизни (1). Со степенью густоты и удобством дегазации такая же ситуация: если одно «тянет» на 5, то второе на 1. Мое компромиссное решение было таким:
Примечание к таблице. Знак = отражает неопределенность по параметру стойкости смол к пожелтению.

Первое место разделили между собой смолы ПЭО-510КЭ-20/0 и Epoxy Crystal PLUS. У ПЭО-510КЭ-20/0 мне не хватает скорости застывания, у Epoxy Crystal PLUS — более жидкой консистенции. Но это я уже придираюсь. Обе смолы идеальные, смело можно рекомендовать любую из них и мастеру, и новичку.

Второе место разделили между собой «близнецы» D-line Crystal Epoxy и Artline Crystal Epoxy. Если бы не непредсказуемое поведение и странности с дегазацией, могли бы быть идеальными.

На третьем месте Magic Crystal 3D и Poly Glass. Первая – из-за непонятного поведения последних партий и желтизны, вторая – из-за густоты и разводов в плоских отливках.

Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.

Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.

В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.

Читайте также:  Регулятор мощности без помех

С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.

Подробнее о материале

Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.

Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.

Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.

Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.

Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.

К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.

Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.

Получение

Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.

Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.

  • Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
  • На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
  • В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
  • Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.

Область применения

Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.

Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.

Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.

Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.

Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.

Читайте также:  Станки для распиловки дерева

Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.

Особенности покупки

Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.

Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.

Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.

Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.

Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.

Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.

Прежде всего – это сложное олигомерное соединение, полученное синтетическим путем, природные смолы не имеют к нему никакого отношения. Этот состав был разработан в середине прошлого века, и сразу стал популярен в промышленности благодаря уникальным качествам. На этой основе постоянно разрабатываются новые виды компаунда с улучшенными характеристиками. Диапазон применения чрезвычайно широк: производство стеклопластика, гидроизоляция, прочнейший клей, защита от химически агрессивной среды и т.д.

Для практического использования необходимо смешать два компонента – саму смолу и отвердитель. В ходе полимеризации происходит отвердевание смеси, причем можно получать материалы разнообразных свойств за счет варьирования пропорций, добавления наполнителей и изменения условий смешивания. Получившийся пластик характеризуется прочностью, износоустойчивостью, долговечностью, химической стойкостью, прозрачностью, отсутствием запаха, низкой усадкой при застывании.

Эти свойства эпоксидного компаунда используются и в промышленности, и в домашнем хозяйстве. В том числе и для создания удивительных, ни на что не похожих предметов интерьера и фантастических украшений. После смешивания компонентов получившуюся прозрачную субстанцию заливают в нужную емкость, а после затвердения при необходимости механически обрабатывают – обрезают, шлифуют, сверлят, полируют. Полученный материал внешне очень похож на стекло, но он практически небьющийся.

Различают два вида: холодного отверждения и горячего. Горячие реагенты используются для получения полимеров с улучшенными эксплуатационными качествами, выдерживающих большие нагрузки. Это техническая «эпоксидка». Для применения в быту разработаны холодные реагенты, создающие ювелирный тип. Работа с техническим типом в домашних условиях некомфортна и даже небезопасна.

Свойства

Это современное сырье для декоративных работ, достаточно простое в использовании. Отличается повышенными требованиями к точности пропорций смешиваемых компонентов (у разных производителей отличаются). До застывания он пластичен, способен принимать любую форму. После застывания становится точной имитацией стекла, но очень прочной. Поддается механической обработке.

Устойчиво к световому воздействию (способно желтеть от солнечного света, для устранения этого недостатка разработаны разновидности с УФ-фильтром). Для затвердевания необходим контакт с воздухом. Для окончательного затвердевания при комнатной температуре требуется 24 часа (может потребоваться и больше, зависит от производителя). Дает незначительную усадку. В застывшем состоянии не выделяет опасных веществ. Возможно нанесение на стекло, дерево, металл и др. В исходном виде прозрачен, но может быть окрашен с помощью различных добавок.

Подготовка, стадии отвердения

Работать следует в проветриваемом помещении, в перчатках и респираторе, вдали от открытого огня. Для получения качественного сырья необходимо внимательно изучить инструкцию и строго соблюдать рекомендуемые пропорции. Отмерянные части тщательно перемешиваются до полной однородности и прозрачности. Образовавшиеся пузырьки следует убирать.

Если требуется окраска, добавляют нужные красящие вещества. Тщательно размешанную массу разливают и оставляют застывать, прикрыв от попадания пыли и соринок (в начале поверхность липкая и легко может быть испорчена). Твердое изделие извлекается и при необходимости подвергается обработке (резьба, шлифовка и т.д.).

От размешивания до затвердения состав проходит несколько стадий:

  1. Жидкая. Очень удобна для заливки форм, особенно со сложным рельефом, т.к. заполняет все неровности.
  2. Вязкость «жидкого меда», начало загустевания. На этом этапе эффективно заливать нерельефные формы. Также удобно формировать выпуклые линзы (например, для броши), т.к. состав уже не будет сразу стекать с основы, успевая затвердеть.
  3. Тягучесть «густого меда». Субстанция непригодна из-за пузырьков, которые легко образуются, но трудно убираются. Можно использовать для склеивания.
  4. Этап высокой густоты и липкости, для обработки не подходит.
  5. 5.«Резиновое» состояние. Липкость исчезает, масса пластична и упруга, легко формируется, но без дополнительной фиксации возвращается в первоначальное положение.
  6. Степень полной готовности – получаем готовое прочное изделие.

При использовании компаунда мастерами «хенд-мейда» очень важно правильно выбрать степень густоты в зависимости от типа выполняемых работ. Например, изготовление столешницы потребует заливки в состоянии первой стадии. Для изготовления кулона с сухими цветами оптимально использовать «жидкий мед». От правильности выбора зависит качество готового изделия.

Чтобы не тратить время на поиски сырья и полностью насладиться творчеством, рекомендуем воспользоваться нашим интернет-магазином. У нас богатый выбор качественных материалов.

Ссылка на основную публикацию
Чем обезжирить плитку в ванной
Крючки клею в ванной, а они падают и падают. Чтобы обезжирить место, куда будете клеить крючки, необходимо предварительно протереть поверхность...
Чем крепить обрешетку к стропилам
Какими гвоздями нужно крепить обрешётку на крыше. Есть три типа гвоздей которыми можно выполнить монтаж деревянной обрешётки. Это обычные глянцевые...
Чем крепить осб к обрешетке крыши
Стало весьма популярным применение ОСБ листов для изготовления кровельных сендвич-панелей, обустройства плоских скатов и во многих других случаях при строительстве...
Чем обогревать бытовку зимой
Бытовки предназначены для кратковременного проживания людей в полевых условиях. Это конструкции, которые изготавливаются из металлических листов и облагораживаются изнутри, а...
Adblock detector