Чем покрыть масляную картину

Чем покрыть масляную картину

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.34 (25 Голоса(ов))

Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин, которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.

История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак — все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.

Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин, написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них.

Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.

Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин, подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи, так и для картин, написанных акрилом, темперой, гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника.
Поговорим о покрывных лаках. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков.

Даммарный лак

Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.

Акрил-фисташковый лак

Такой лак отлично защищает картину от пыли, солнечных лучей и выгорания на солнце. В отличие от даммарного лака, он оставляет все цвета в своем первозданном виде, однако, стоит дороже и его весьма сложно найти в продаже.

Фисташковый лак

Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового. Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.

Мастичный лак

Мастичный лак не так популярен в качестве покрывного лака. Конечно, он тоже защищает картину от внешних неблагоприятных воздействий, но со временем темнеет еще сильнее даммарного.

Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки. Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.

Копаловый лак

Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.

Читайте также:  Как подключить фотореле через пускатель 380

Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.

Разбавители для лаков и художественных красок

Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок. Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок.

Как нанести лак на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.

Лак наносят достаточно быстрыми движениями, равномерно, не оставаясь надолго на одном месте во избежание неровностей на лаковой поверхности. Слой лака должен быть достаточно тонким, но после нанесения одного слоя, можно покрыть картину лаком повторно. Мазки должны идти в одном направлении на каждом из нанесенных слоев. Существуют еще лаки-аэрозоли. Пользоваться аэрозолем значительно проще, чем наносить лак кистью. Лак в аэрозольном баллончике равномерно распыляют на чистую сухую поверхность на расстоянии 30-35 см в 2-3 слоя, просушивая каждый из слоев в течение 10 минут.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Лаки для живописи маслом состоят из 30% раствора смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).

Существуют следующие виды лаков:

  • даммарный;
  • мастичный;
  • фисташковый;
  • акрил-фисташковый;
  • копаловый;
  • ретушный.

Даммарный лак используется как добавка к краске, либо как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Мастичный лак используется для протирки промежуточных слоев в живописи маслом, в качестве добавки к краскам или же как покрывной в масляной и покровной живописи.
Копаловый лак – это лак темного цвета, который применяется как добавка к краскам. Полученная высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.

Покрывные лаки

1. Фисташковый лак почти полностью бесцветен и его скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
2. Акрил-фисташковый лак почти бесцветной пленкой и обладает большой эластичностью. Этот лак по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного, но высыхает гораздо медленнее мастичного.
3. Даммарный покрывной лак гигроскопичен, но при этом не защищает картину от влажности, а в условиях повышенной влажности может даже мутнеть.
4. Ретушный лак применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев. Наносить его лучше кистью или тампоном.

Разбавители масляных красок.

Разбавитель № 1 — применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.
Разбавитель № 2 — применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.
Разбавитель № 4 (он же пинен) — окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению. Его лучше применяется как разбавитель красок и лаков в масляной живописи, потому что при разбавлении красок пиненом понижается блеск картин.
Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться, мутнеть с выпадением осадка и желтеть.

Читайте также:  Плитки керамогранитные размером 300х300х8 мм бежевые

Основные правила применения масляных разбавителей:

  • применять в ограниченном количестве;
  • не вводить масло в подмалевок;
  • медленно сохнущие краски следует разводить только лаками;
  • быстро сохнущие краски следует разбавлять уплотненным льняным маслом;
  • чрезмерное введение лака в красочный слой делает его хрупким.

Покрытие картин лаком

Покрытие картин лаком довольно важно. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.
Покрывают картину лаком стоит не ранее, чем через пол года после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и прямых солнечных лучей.

Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска.

Перед нанесением лака картину обязательно очистите вашу картину от пыли и дайте ей просушиться. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины либо стоительные. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не «затянула» лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака, его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С. Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1. Окончив нанесение лака, работу через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.

Надеемся, что наша статья была полезна для вас и вы сможете отметить это внизу в комментариях. Удачи в вашем творчестве!

6). Основная прописка форм и объёмов.
По просохшему слою краски, который задал основные отношения в холсте, начинаем рисовать маслом поэтапно каждый из элементов картины. На этой стадии тщательно прорисовываем объём предметов в свету и полутенях. Чем светлее предметы, тем более укрывисто кладём краску с белилами.

На стадии прописки можно рисовать мастихином, это придаст фактурности, экспрессивности и плотности основным частям картины. Но мастихин следует использовать аккуратно, не повсеместно, прорабатывая им только отдельные части картины. Хорошо выглядят изображения, где первый план решён фактурно, средний — традиционно, а дальний — мягко, гладко.

Именно на этой стадии лучше класть мазки краски по форме, вне зависимости от того, какие кисти вы используете. Можно прописывать предметы и объекты плоской квадратной щетинной кистью, тогда мазки будут ложиться на холст в виде цветных пастозных квадратиков, или накладывать мазки круглой кистью в виде полумесяцев на нужные участки.
Здесь можно и нужно использовать полулессировочные и укрывистые краски, активно применять белила (но сохраняя уже решённые на первых этапах прозрачные тени и некоторые полутени). Смысл послойного рисования маслом именно в том, чтобы, во-первых, тщательно соблюсти технологию масляной живописи (что сказывается на качестве живописи и её долговечности). А во-вторых, послойная живопись маслом позволяет одновременно сохранять уже созданные участки картины и уточнять и дорабатывать те, что пока не прорисованы в полной мере.
Ни в коем случае не следует переписывать заново одни и те же места только для того, чтобы правильно построить ход работы над картиной. Если времени на занятия живописью не много, а опыт, темперамент художника и задачи в живописи позволяют, можно писать маслом а-ля Прима, то есть сразу, за один сеанс, не учитывая классическую последовательность. Но такой этюдный характер живописи больше подходит для пленэра и сохранность таких работ маслом в неизменном, первоначальном виде никто не сможет гарантировать, а все изменения, происходящие с картиной во времени будут, к сожалению, необратимы.

7) Длительная просушка.
Разумеется, плотный, укрывистый слой краски нужно просушить перед тем, как продолжать работу над картиной. Просушка основного слоя занимает около месяца (наберитесь терпения!). Этот слой должен высохнуть, если не полностью, то до середины красочной поверхности (масло сохнет сверху вниз, внутрь — от верхней фактурной корочки по мере приближения к поверхности холста), то есть после просушки он не будет проминаться, разрываться, царапаться.
Ещё раз повторюсь, что сушить картину маслом следует в хорошо проветриваемом помещении естественным образом, без использования нагревательных приборов.

8). Прописка деталей.

Детализовать изображение и его части художник старается аккуратно, легко и смело. При этом, соблюдая баланс между излишней детализацией и слишком общим, состоянием работы. Одной двух выразительных деталей вполне достаточно. Излишняя детализация не является показателем мастерства художника (как думают многие зрители), она сбивает зрителя с толку, отвлекает от главного, перегружает картину излишней информацией и мешает тем самым её адекватному восприятию.
Детали прописываются тонкими кистями краской средней консистенции.
Самые важные детали в картине располагают в основной зоне (композиционный центр) ближе к переднему плану (первый и второй планы). Они подчёркивают объёмность основных частей, плановость, создают ощущение реальности, ясности. Кроме того, при помощи детали художник нередко раскрывает суть всего произведения зрителю. В классической картине деталь — это ключ к пониманию произведения. Такой знаковой деталью являются и пятки блудного сына в полотне Рембрандта, и красный платок человека, машущего кораблю, в “Плоте “Медузы”” Жерико.

Читайте также:  Какую поделку можно сделать на осеннюю тему

Обычно ключевая деталь — самый сильный контраст во всей картине, ей уделяется особое внимание. Причём, деталью может служить не только складка или веточка яблока — деталь, это и поворот головы, и жест (вспомните “Боярыню Морозову” Сурикова), и выразительный силуэт и яркое пятно. Но об этом поговорим подробнее в статье о композиции.
Основная деталь прописывается тщательно, подробно, точно, остальные (по мере удаления от главного элемента или персонажа картины, менее качественно.

9). Обобщение.
Этот этап, обязательный как для учебной, так и для творческой картины, помогает подчеркнуть важное и отвлечь зрителя от случайного и ненужного. Именно списывание дальнего плана, смахивание излишних деталей, обобщение второстепенных форм, упрощение объёмов предметов и объектов, не являющихся основными помогает сохранить цельность, глубину планов, ясность мысли художника в картине.
Приёмами, обобщающими части картины, могут служить лессировки (жидкая прозрачная краска красиво затекает в бороздки, оставленные кистью и создаёт дополнительные фактуры и эффекты одновременно углубляя визуально пространство в картине), которые наносятся строго по хорошо просохшему слою краски. Можно использовать для этой цели технику затирки или “сухую кисть”. Иногда художники просто смахивают только что написанное изображение тряпкой в нужных местах — например, так поступал Серов, когда считал, что подробно написанные руки отвлекают от лица портретируемого.

Особое внимание при обобщении следует уделить краям картины (2-3 сантиметра от края при небольшом — до А2 — размере холста — “слепая зона”, куда внимание зрителя ни в коем случае не должно распространяться, если, разумеется, у художника не было соответствующей задумки). Также лишние детали и фактуры стоит сместить в сторону от геометрического центра картины (пересечение вертикальной и горизонтальной серединных осей) и ярко выраженных диагоналей (это правило не действует для симметричных и декоративных композиций!).

10) Просушка до полного высыхания.
Когда все части картины гармоничны в соответствии друг другу, удовлетворяют художника и соответствуют основной тематической, композиционной, стилистической и т.д. идее, картина отправляется на полную просушку. Обычно это занимает от 1 недели до 1 месяца. На этом этапе ставится авторская подпись художника на лицевой стороне и на обороте холста (как это сделать правильно, я уже писала здесь: https://jotto8.ru/blog/kak-podpisat-kartinu-podpis-pod-kartinoj-kak-sdelat-pravilno и здесь: https://jotto8.ru/blog/podpisi-k-kartinam-kak-podpisat-neobychnuju-kartinu ).
После просушки поверхность картины стоит внимательно рассмотреть и проверить на наличие технологических дефектов живописи — замутнение красок, потемнение, пожухлости и т.д. Если краски картины потеряли блеск и яркость, а слой краски стал тусклым и сухим, матовым, прожухлые участки можно протереть тряпочкой, смоченной льняным маслом. Если потребуется, эту процедуру можно повторить 2-3 раза с перерывами в неделю.
Просохшую картину тоже стоит протереть маслом для живописи, а потом убрать излишки масла сухой чистой хлопчато-бумажной тряпкой. Это освежит краски и поможет сохранить картину в неизменном виде до первого покрытия лаком. Будьте осторожны, лишнее масло при высыхании кристаллизуется на поверхности картины и создаст грязноватый липкий слой, который трудно очистить. Также к толстому слою масла может прилипать пыль и частицы бытового мусора, что вредит сохранности картины.

11) Покрытие лаком.
Покрывать картину лаком можно только после полной просушки, то есть, в соответствии с технологическими особенностями масляной живописи, — через год, не раньше. Лак в живописи выполняет не только эстетическую функцию (характерный блеск, случается, что художники покрывают лаком не всю картину полностью, а только части изображения — это придаёт живописному полотну особый фактурный эффект, комбинируя глянцевые и матовые поверхности). Также лак защищает красочный слой от механических деформаций, пыли и мелкого сора, делает поверхность картины более гладкой и ровной, что важно при очистке поверхности во время уборки. Лак консервирует краски под тонким прозрачным слоем, поэтому если краски не просохли полностью, а химические реакции смесей красок не самые технологически верные, под лаком начинаются необратимые изменения, потемнение, изменение цвета, растрескивание и т.д.). Исправить всё это уже невозможно — лак счищается только в ходе реставрационных работ специальным составом очень аккуратно — это целая профессия, требующая знаний и умений в области реставрации.
Для покрытия картин используется специальный покрывной лак (не для живописи, не ретушный). Он наносится на поверхность картины мягкой синтетической кистью тонким слоем. Излишки лака могут привести к растрескиванию картины и особой хрупкости полотна (обилие лака не позволяет холсту “дышать”, то есть усиливать и ослаблять натяжение волокон при изменении температуры и влажности в помещении, а это разрушает красочный слой. Именно поэтому картины в музеях экспонируют при особом температурном режиме и периодически осматривают и реставрируют.
1-2 тонких слоёв лака вполне достаточно для картины на протяжении всего её существования.

Конечно, масляные краски требуют особого внимания художника, понимания и беспрекословного подчинения технологическим основам и специфических знаний. Когда мы пишем маслом, важно не только вдохновение и соответствие идее, но и вполне логическое обоснование и расчёт своих действий. Все техники живописи маслом подчинены этой идее, приёмы живописи маслом применяются последовательно, соответственно этапу создания картины. Именно эта последовательность и особенности рисования маслом, которые я описала выше, делают классическую живопись такой интересной, богатой по способу и манере рисования и ценной. Думаю, что рисовать маслом, понимая его специфику и следуя поэтапному описанию будет легче, удобнее, результативнее и интереснее.
Пусть ваши картины маслом рождаются легко и хранятся долго!
Творческих успехов!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Ссылка на основную публикацию
Чем покрасить декоративный кирпич из гипса
Гипс применяется в медицине, строительстве, архитектуре, является поделочным материалом, используется при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Краска для гипса защитит изделие...
Чем отличается ювелирная эпоксидная смола от обычной
Я создаю серьги, броши, кулоны и другие украшения из прозрачной ювелирной эпоксидной смолы. Занимаюсь этим уже 3 года. Имею два...
Чем отличаются входные двери
Сегодня на выбор покупателя представлен огромный ассортимент дверей. Большим спросом пользуются межкомнатные двери от производителя, но не менее популярны и...
Чем покрасить деревенскую печь
Независимо от выбора покрытия, перед покраской печи нужно подготовить поверхность. При использовании извести, ее концентрат разводят водой до состояния жидкой...
Adblock detector