Художественная обработка древесины резьба по дереву

Художественная обработка древесины резьба по дереву

Из истории художественной обработки древесины

Художественная обработка древесины — один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома (рис. 35), посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры и др.

В России наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX — начале XX века в деревнях Абрамцево и Кудрино.

Рис. 35. Украшение дома резными деренянными изделиями

Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы и т. д.

Рис. 36. Убранство домов с художественным оформлением из древесины

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 36): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок; при изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников и др.; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок и др. (рис. 37).

Рис. 37. Предметы домашнего обихода с резьбой

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву

Каким образом должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву и какие инструменты необходимы для этой работы? В школьной учебной мастерской для этой цели применяют столярный верстак. Он позволяет надёжно закрепить заготовки во время работы. При резьбе по дереву, чтобы исключить порчу стола режущими инструментами, используют подкладные доски.

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис. 38) применяют для выполнения прямых и закруглённых линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали. Режущие кромки резаков должны быть остро заточены и хорошо отполированы.

Рис. 38. Резаки: а, б, в — ножи-резаки; г — нож-косяк

Стамески различают по ширине полотна и профилю.

Прямые стамески (рис. 39, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона и др. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 39, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.

Рис. 39. Стамески для резьбы по дереву: а — прямая; б, в — отлогие; г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — царазик; з — косая

Клюкарзы (рис. 39, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками-уголками (рис. 39, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески-царазики (рис. 39, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 39, з) применяют в основном для геометрической резьбы.

Если лезвие стамески хорошо заточено и отполировано, то оно легко режет древесину, что позволяет получить на изделии гладкую, качественную поверхность.

Правила безопасной работы

  1. Надёжно закреплять заготовку на верстаке.
  2. Работать стамесками только с прочно насаженными ручками.
  3. Передавать стамеску только ручкой от себя.
  4. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
  5. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Найдите в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву. Сохраните их, чтобы коллективно оценить возможность изготовления таких изделий.

Новые слова и понятия

Инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески.

Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

Мозаика – это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название — интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как — будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная — создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

Читайте также:  Старое дерево в интерьере фото

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Декоративная обработка древесины

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания – смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 – 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал – древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. Декоративная отделка древесины увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

Читайте также:  Как построить избушку на курьих ножках

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского р-на Республики КРЫМ

Тема Урока: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».

Конспект урока по предмету «Технология» в 6 классе. Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Ожидаемый учебный результат:

— общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;

— приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;

— приобретение навыков резьбы по дереву;

— развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;

— приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Дидактические средства обучения: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Из истории художественной обработки древесины

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Ход урока І Организационная часть

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщение темы, целей и задач урока

Актуализация знаний учащихся.

— Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву

— Что такое эстетичность изделия?

— Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)

— Назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

ІІ Теоретическая часть

Из истории художественной обработки древесины. Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.

Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы.

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок.
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 6) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех — и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применен6ие сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком»

Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.

Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности.
Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы
Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:
Сколышки –
Ромб и витейка –
Пирамида –
Звездочка и розетка –
Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик
В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм . Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.
Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.
Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Читайте также:  Станок для склейки древесины

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.

ІІІ Практическая часть

Правила безопасности при выполнении резьбы.
1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом.
2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.
3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.
4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой.
5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом.
6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.
7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.
8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле.
Выполнение резьбы.
Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами.
Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке , кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник , ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатывать и свои узоры. При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.
Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку , направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.
Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания.
Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы
Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.
Нанесение (копирование) орнамента резьбы.
Динамическая пауза
Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

(под фронтальным наблюдением учителя)
Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;

Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;

Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

IV Организационно-заключительная часть:
1.Вопросы на закрепление:

— дайте определение геометрической резьбы;
— назовите виды геометрической резьбы;
— перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.
2. Прием учителем выполненных работ
3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).
4. Сообщение оценок работы каждого учащегося.

Ссылка на основную публикацию
Хороший качественный чай сорта
Как хлеб — всему голова, так и чай — хозяин стола. Этот напиток испокон веков доставлял людям огромнейшее удовольствие, менялись...
Характеристики телефона самсунг галакси а5 2015 года
Фото телефона Samsung Galaxy A5 (2016) Беспроцентная рассрочка на Samsung Galaxy A5 (2016) Особенности 5 мпикс фронтальная камера, платформа Android...
Хачаны с картошкой и сыром рецепт
Смотри в 15-oм выпуске 3 сезона кулинарного шоу «ПроСТО кухня» Стоимость 1 порции: 44 рубля Ингредиенты (на 4 порции): Тесто:...
Хороший мфу для офиса лазерный
Первое лазерное устройство, способное выполнять функции принтера, сканера и копира, появилось на рынке всего 20 лет назад. В нашем же...
Adblock detector