Стоял морозный солнечный денек

Стоял морозный солнечный денек

Ответы

1: Мальчики играли;2:Витя ударение на И,ухватился на букву И,вылез на Ы,воды на Ы.2(2)Витя-Я,ухватился-а,вылез-е,воды-о;3:морозилка,заморозился.Корень :мороз

1. Мальчики играли (так как это граматическая основа)2. ВИтя провалИлся (безударные -о- и -а-) в вОду и закричАл (безударные -а- и -и-).3. В слове морозный корень -мороз- (однокоренные слова: мороз, заморозить, подморозить, замороженный, морозит, заморозит, заморозка, мороженое (корень -морож-)

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение по вопросам

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Прочитай текст. Найди в тексте слова, которыми можно ответить на вопросы.

1. Какой стоял денёк?
2. Что делали мальчики?
3. Что делали девочки?
4. Куда выбежал Витя на коньках?
5. Что произошло с тонким льдом?
6. Что случилось с Витей?
7. Кто прибежал на крик?
8. Что он бросил мальчику?
9. Как Витя вылез из воды?

1. Какая была погода?
2. Где играли дети?
3. Чем они были заняты?
4. Что случилось с Витей?
5. Кто спас Витю?

II. Закончить текст

По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.

III. Составить и записать небольшой рассказ на заданную тему

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Читайте также:  Коэффициент уплотнения грунта 2 группы

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

1. Нора под елью.
2. Беспокойные малыши.
3. Все дома.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.

Птицы зимой в лесу.
Сказочный лес.
Интересно зимой в лесу.

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку. )

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили. )

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Задание. Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Читайте также:  Блок вызова домофона метаком

Дописать недостающие пункты плана.

1. .
2. Марина бежит во двор.
3. .
4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок: мохнатым инеем, по блестящему (льду), подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

Будут ли разные сочинения по теме: «Красиво зимой в лесу», «Интересно зимой в лесу»?

Написать сочинение на одну из тем. Подумать, о чём надо писать по первой теме, о чём – по второй.

III. Свободный диктант

1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

Родители купили мне к зиме «снегурки». Так назывались коньки с загнутыми носами, которые прикручивались веревками к валенкам. Снегурки мне не нравились, они уже в то время выглядели очень старомодно. То ли дело «дутыши»! Почти все ребята гоняли на «дутышах». Причем гоняли везде: во дворах на залитых водой площадках, на улицах по укатанному снегу, вместе с саночниками и лыжниками с горки, гоняли на настоящем катке.

Такая массовость объяснялась тем, что физкультура и спорт были в то время очень популярны. Большую роль в этом сыграли СМИ, и прежде всего телевидение, которое начало регулярно транслировать чемпионаты мира и Европы по разным видам спорта, где наши спортсмены неизменно завоевывали первые места. Наступала эра космического прыгуна Валерия Брумеля, самого сильного человека на земле Юрия Власова и наших прославленных хоккеистов. Успехи советских спортсменов, во-первых, воспринимались как логическое продолжение нашей великой победы в войне, во-вторых, вызывали законное чувство гордости, и в-третьих, — желание тренироваться и соревноваться.

Учился кататься я во дворе. Катался взад-вперед, от первого подъезда до второго, и назад. Расстояние было смехотворное, метров 20-30. Микроскопический ледовый пятачек с однообразным ландшафтом нагонял тоску, но мне повезло в другом: на улице был гололед, и двор превратился в мини-каток.
Наверное, благодаря этому обстоятельству, я научился кататься очень быстро, но идти на настоящий каток стеснялся. Засмеют, думал я, — в снегурках, да еще в валенках.

Много раз просил родителей купить «дутыши», но мать неизменно отвечала: «Нет денег». Она, как бухгалтер, решала в нашей семье, что, кому, когда и по какой цене купить. Я прекрасно понимал, что «дутыши» стоят не так уж дорого, потому что они были у многих. А одеты и обуты обладатели коньков были очень скромно — в сильно поношенной одежде. Хорошо зная, что у отца высокая зарплата, я думал: « Это же несправедливо, что мне не могут купить «дутыши»! К тому же я так люблю кататься на коньках!»

Однажды после уроков я вышел из школы. Стоял морозный солнечный денек. Повсюду носились на коньках радостные ребятишки. Я с завистью поглядывал на них. Не знаю с чего вдруг, но я пошел домой пешком, а это пять трамвайных остановок. Я шел и предавался мечтам о коньках. «Вот приду сейчас домой, а мама скажет: вот тебе коньки! И протягивает мне новенькие «дутыши». Это выглядело слишком фантастично, но мне так хотелось заполучить коньки, что я с каждым шагом проникался не то что надеждой, а уверенностью, что именно так все и будет, просто не может быть иначе. Умолял Господа Бога, чтобы он помог мне в этом. «Господи, ведь я так хочу коньки. ты и сам знаешь. Чего тебе стоит. Ну, пожалуйста!»

Когда я был рядом со своей остановкой, я уже нисколько не сомневался, что дома меня ждут «дутыши». Мне казалось, что я создал вокруг себя огромное невидимое энергетическое поле, поле Желаний. Оно такое огромное и сильное, что наверняка воплотит мою мечту в реальность. И Бог видит это поле Желаний и все понимает, и обязательно поможет. С другой стороны, мне было страшновато идти домой: а вдруг там нет коньков (такая мыслишка нет-нет, да и появлялась)? И как после этого жить дальше?

Читайте также:  Как правильно зажать интернет кабель

В общем, как я ни петлял, в конце концов оказался у дверей нашего дома, и нажал на звонок. Мама открыла дверь: «А я тебя заждалась, — сказала она, загадочно улыбаясь. — У меня для тебя сюрприз». Я так и замер, казалось, что и сердце остановилось в тот момент. «В общем, — продолжала она, — мы с отцом посоветовались и решили. » Я не дослушал до конца, что именно решили родители, так как в эту секунду увидел коньки. Новенькие «дутыши» с черными ботинками! Те самые, о которых так долго мечтал! Я схватил коньки и прижал их к груди: «Я знал, знал! Я был уверен! Спасибо, тебе, Господи!» — снова и снова повторял я про себя.

Каток заливали на стадионе «Пищевик», который находился в двух остановках езды на трамвае. На воротах в виде арки был высечен год его открытия – 1956-й. «Пищевик» был обнесен довольно высокой кирпичной стеной, оштукатуренной и выкрашенной в розоватый цвет.

Глядя сегодня на жалкий остов стадиона, трудно поверить, что в 60-е годы это было одно из любимых мест ребятни и молодежи. Здесь проводились игры чемпионата области по футболу, соревнования по легкой атлетике, а зимой устраивали каток. Каток заливался поливальными машинами, а когда опускались сумерки, зажигали мощные прожекторы и включали музыку.

Добраться до катка можно было разными способами. Например так. Я выходил из дома, уже подобающе одетый и на коньках, садился на трамвай и ехал до нужной остановки. Но многих кондукторов бесило присутствие конькобежцев и они в шею гнали нас из вагона. «Вы своими коньками все полы изрезали! А ну-ка, марш отсюда!» — гневно кричали они. Приходилось подчиняться. Поэтому иногда я ехал в трамвае в обычных ботинках, а коньки нес с собой. На катке переобувался, и прятал ботинки где-нибудь в укромном уголке, каких на стадионе немало. Но в этом случае была реальная опасность, что ботинки рано или поздно умыкнут. Поэтому чаще всего я надевал коньки дома и добирался до стадиона на своих двоих. Это было несложно – дорога шла все время вниз. Сделаешь несколько беговых шагов и преспокойно катишься на коньках по укатанному снегу к заветной цели.

Я приходил засветло. Людей в это время еще не было, только вдалеке ездила поливальная машина. Иногда ярко светило солнце, и в такие минуты казалось, что каток тонет в солнечных лучах. При этом мороз явственно напоминал о себе, пощипывая нос и щеки. Я не спеша разминался, накручивал круг за кругом, но самое интересное начиналось позже, когда каток заполнялся людьми. Здесь были школьники всех возрастов, студенты, малышей приводили мамы и бабушки. В общем, яблоку негде было упасть. С еле скрываемым волнением я поглядывал на хорошеньких девушек в плотно облегающих фигуру трико…

Кататься на переполненном катке было сложно, зато весело. Многоголосье и смех звучали повсюду, мороза никто не чувствовал. Особую веселость и праздничность создавала эстрадная музыка. Здесь звучали популярные советские и зарубежные песни. Одной из них была японская песенка в исполнении женской группы. Девушки пели тоненькими голосочками и очень эротично. Песню быстро перевели на русский язык, которая звучала так:

У моря, у синего моря
Со мною ты, рядом со мною.
И солнце светит, и для нас с тобой
Целый день поет прибой.

Массовые катания продолжались до глубокой ночи. А вот возвращаться домой на своих двоих было намного сложнее, потому как в этом случае дорога шла вверх. Если к этому добавить, что все силы были оставлены на катке, станет ясно, что это было в самом деле непросто.

Однажды я сильно подвернул ногу. Долго сидел на снегу, не в с силах пошевелиться, а потом прихрамывая поплелся домой. На трамвай сесть побоялся: все равно выгонят, думал я. Шел долго с остановками, стиснув зубы и превозмогая боль. Вспоминались кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке». Там летчик А. Маресьев, сбитый немцами, полз раненый по снегу 17 суток. В итоге он добрался до наших, ему в госпитале ампутировали обе ступни, потом сделали протезы, и он вернулся в строй. «Вот это характер! Вот это воля! – успокаивал я себя. – Представляю, как ему было больно. А тут. ногу подвернул. Подумаешь!»

Когда я добрался до дома, было совсем поздно. Родители уже подняли переполох, и отец собирался на поиски.

Но такие случаи были единичные. Каток я вспоминаю, как зимнюю сказку, со снопами бриллиантовой пыли из-под коньков, русскими морозами, звездным небом, ярким светом прожекторов и музыкой.

Ссылка на основную публикацию
Столешницы для ванных комнат фото
Ванная – это особенное место в любом жилом помещении. Именно здесь человек может уединиться и заняться омовением, другими гигиеническими процедурами...
Стиральная машинка атлант ошибка f13
Белорусская марка Атлант хорошо известна на постсоветском пространстве бытовой техникой, которая под ней выпускается. Среди прочего под данной маркой выходят...
Стиральная машинка индезит замена подшипника барабана
Часто происходящие поломки в современных стиральных автомат машинках марки Индезит (WISL 102, WISL 105, WIUN 81, WISL 103 и IWSD...
Столешницы для кухни синего цвета
После того, как вы определились с материалом столешницы для кухни, пришло время выбрать ее цвет. Какой она должна быть –...
Adblock detector